Программа обучения по виду спорта «Косики Каратэ».


  Программа по каратэ рассчитана с учетом физиологических особенностей каждой возрастной группы. Дети дошкольного возраста занимаются по программе общей физической подготовки с элементами восточных единоборств.

  Изучаемый материал способствует овладению учащимся жизненно важных навыков единоборств, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцированию силовых параметров движения) и координационных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей.

  Занятия каратэ также способствуют воспитанию волевых качеств (смелости, решительности, уверенности).
Каратэ – самый существенный из видов самозащиты без оружия. Никогда этот вид борьбы не был агрессивным и не применялся с целью насилия – это тренировка тела и духа.

  Занятия в секции начинаются с общей физической подготовки учащихся, которые затем знакомятся с основными стойками каратэ, отдельными приемами и упражнениями. Следующий этап предусматривает реализацию тех знаний, которые дети получили предыдущих занятиях, отработку навыков атаки и защиты в бою с противником.

  Актуальной задачей развития личности спортсмена является воспитанием его физической культуры как важнейшего элемента здорового образа жизни.


   

Для формирования полноценной личности ребенка необходимо:

  • привлекать его к систематическим занятиям спортом;
  • организовывать общее физическое развитие каждого ребенка;
  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям спортом;
  • предоставлять ребенку возможность для самовыражения на занятиях.

  В данной программе предусмотрена многоуровневая система обучения, её смысл заключается в разделении занимающихся по возрастному принципу с изменением требованием к обучающимся в зависимости от уровня обучения.
Основная цель программы – формирование развитой личности, укрепление здоровья детей, физическое и нравственное воспитание, достижение высоких спортивных результатов.

  Первоначальная задача обучения – развитие физических навыков у занимающихся, что является необходимой базой для формирования спортсменов высокого уровня.

  Задачами второго этапа обучения является углубление полученных знаний, усовершенствование технического уровня, развития психологического облика спортсмена.

  Более сложные задачи стоят перед обучающимися на последнем этапе – это достижение высокого технического уровня, глубокая психологическая подготовка, участие в соревнованиях различного уровня.
Дети зачисляются в группы начальной подготовки с любым уровнем физического развития. В дальнейшем проводится тестирование и контрольные нормативы с целью определения уровня физической подготовленности учеников, с последующим переводом, наиболее подготовленных воспитанников, на старший курс.
Режим занятий должен меняться в зависимости от возраста детей и года обучения.

Группы подразделяются:

  • группы общей физической подготовки с элементами восточных единоборств;
  • группы начальной подготовки;
  • учебно-тренировочные группы;
  • группы спортивного совершенствования;
  • группа высшего спортивного мастерства.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие.
  Общее собрание занимающихся. Решение организационных вопросов, знакомство. Краткая характеристика курса, цель, задачи. Техника безопасности. Этика и ритуал каратэ. Культура общения, Правила поведения в зале, поведение занимающихся по отношению к инструктору и другим ученикам.

2. Теоретическая подготовка.
  История развития боевых искусств. Боевые искусства Востока. История развития каратэ, история развития стиля Шоринзирю Кенкокан Каратэдо и вида спорта Косики каратэ на Востоке и России. Физика каратэ. Физическое развитие и подготовленность. Понятие физической нагрузки. Личная гигиена. Питание и здоровье. Знание терминологии.


   

3. Общая физическая подготовка.
  В ОФП входят упражнения на развитие:

  • гибкости;

Упражнения на развитие гибкости плечевого пояса, в тазобедренном суставе и в позвоночнике, которые классифицируются на статические и динамические упражнения. Они выполняются стоя, сидя, с помощью партнёра. Выполнение различных видов упражнений в шпагате, у шведской стенки.

  • ловкости;

Выполнение упражнений с закрытыми глазами. Упражнения с шариками от пинг-понга или с мячиками от большого тенниса. Подвижные и спортивные игры по упрощённым, усложнённым и стандартным правилам. Упражнения со скакалкой. Акробатические упражнения (кувырки, перекаты, падение на руки и т.д.). Прыжково-координационное упражнение «сигнальщик».

  • силы;

Упражнения на преодоление собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса — отжимания из различных положений; для мышц туловища – упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лёжа на полу, с помощью партнёра; для мышц нижних конечностей – приседания на одной и двух ногах, упражнения для мышц голени — стоя на возвышении.

  • выносливости;

Уменьшение интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Кроссы, бег с изменением направления и темпа движения, бег с ускорением. Увеличение интенсивности тренировки.

  • скоростных способностей.

Бег, прыжки в максимально возможном темпе. Выполнение различных упражнений в максимально возможном темпе.


   

4. Специальная физическая подготовка.
  Метод преподавания предусматривает демонстрацию тренером всех упражнений. Обучение на всех этапах ведется по трем основным направлениям. Обучение в разделе кихон – базовая техника, изучение и отработка элементарных движений простейших и сложных комбинаций без контакта с партнером.
Вторым разделом обучения является ката - это более сложные комбинации, которые также выполняются без партнера по специально разработанному сценарию.
Самым сложным является третий раздел обучения — кумитэ - работа с партнером.

В СФП также входят упражнения на развитие:

  • гибкости:

Выполнение ударов ногами в верхний уровень, фиксация ударов в верхнем уровне.

  • ловкости;

Развитие чувства противника: упражнения «выведение противника из равновесия». Разные варианты упражнений «пятнашки», различные виды передвижений: приставным шагом, скользящим шагом, с вращением и т.д;

  • силы;

Укрепление ударных частей рук. Выполнение ударов и комбинаций по лапам и мешкам. Выполнение разных элементов техники с отягощениями. Укрепление поверхности тела (набивка). Элементы борьбы.

  • выносливости:

Увеличение времени и количества раундов в поединках.

  • скоростных способностей.

Выполнение серий ударов руками, ногами и комбинаций с максимальной скоростью. Выполнение ударов по неожиданно появляющимся мишеням. Работа в парах на опережение соперника.


   

5. Техническая подготовка.
Основная направленность на:

  • овладение техникой передвижений, стоек, защиты;
  • овладение техникой ударов, блоков и их комбинации;
  • развитие силовых способностей и выносливости;
  • овладение техникой выполнения ката;
  • овладение сложными комбинациями из нескольких ударов и блоков в Кихон;
  • изучение и отработка кумитэ.


6. Тактическая подготовка.

  Основная направленность на освоение тактических действий в нападении и защите.


   

7. Интегральная подготовка.
  Чередование различных упражнений на быстроту. Чередование на развитие скоростно-силовых качеств. Чередование упражнений на быстроту и скоростно-силовые качества.


   

8. Контрольные тесты и аттестация, участие в соревнованиях.
  С целью определения физической подготовленности занимающихся, преподавателем проводится тестирование в соответствии с полученным рангом и учитывая участие воспитанников в городских и международных соревнованиях. А самым важным результатом обучения является ежегодная аттестация с присуждением ранга (кю) и получение соответствующего пояса.


   

Тесты:

  • отжимание на кулаках;
  • подъем туловища из положения лежа на спине;
  • количество качественно нанесенных ударов руками и ногами;
  • выполнение ката (комплексных упражнений) на оценку.


9. Инструкторская и судейская практика.

  Проведение в своей группе отдельных составляющих подготовительной части занятия (вводной части, разминки, беговых и прыжковых упражнений, растяжки), заключительной части занятия (физическая подготовка, заминка), основной части занятия (техника рук, ног, технические комплексы, спарринг) с последующим анализом. Проведение подготовительной, заключительной и основной частей занятия в своей группе по плану-конспекту инструктора с последующим анализом (в занятиях, направленных на базовую технику, на технику спарринга, на специальную технику).
  Участие в организации и судействе зачетно-технических, неофициальных и официальных соревнований. Участие в подготовке и проведении показательных выступлений. Работа в качестве ассистента инструктора или инструктора-стажера.


   

10. Введение в каратэ.
  Основная направленность на знакомство с видом восточных единоборств – каратэ, изучение упражнений и знакомство с техникой каратэ.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

  Данная программа предусматривает разделение занимающихся внутри любого этапа обучения согласно принципам каратэдо: начинающие ученики, старшие ученики – семпай, тренеры – сэнсей. Эта иерархия необходима на всех этапах и уровнях обучения. Деление по этой схеме производится по техническому уровню занимающихся.

  Обучение детей на первом этапе необходимо проводить в комбинированной форме, сочетая групповые занятия и индивидуальный подход, с целью наибольшего раскрытия таланта у занимающихся.
  На втором этапе обучения сохраняется тот же подход к обучению, лишь на наиболее поздних этапах обучения можно разделить группу по мастерству на подгруппы и углубить программу.
  На последнем этапе обучения нужно наиболее широко комбинировать формы обучения, делая ударение на технический уровень и отшлифовывая мастерство учеников в индивидуальных занятиях.
  На всех этапах обучения необходимо большое внимание уделять соблюдению этикета, воспитывать у занимающихся чувство ответственности за свои действия. Выполнение всех требований этикета традиционного каратэ позволяет формировать полноценную личность.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ.

  На занятиях по программе Косики каратэ занимающиеся должны приобрести первоначальные технические навыки: основные стойки, удары и защитные действия, принципы перемещения и сохранения равновесия.

Формы оценки полученных знаний.

  Результатом обучения на всех уровнях является полученное техническое мастерство – умение воспользоваться полученными навыками.


   

  Используется система градации мастерства, присвоение пояса определенного цвета, соответствующего уровню выполнения техники Косики каратэ:

10 кю – желто-белый пояс,
9 кю - желтый пояс;
8,7 кю – оранжево-желтый пояс; оранжевый пояс;
6,5 кю – зеленый-оранжевый пояс; зеленый пояс;
4,3 кю – сине-зеленый пояс; синий пояс;
2,1 кю – коричнево-синий пояс; коричневый пояс;
1 дан – черный пояс


   

  Техника, которую надо освоить в процессе занятий и продемонстрировать на технических аттестациях для получения соответствующего кю, смотрите в разделе «СПОРТСМЕНАМ – УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ».

Пресс-служба  KARATE FULL CONTACT