Моя статья на тему «Мотивация на соревнованиях и модели поведения».


 Неопытному зрителю со стороны может показаться, что занятия по каратэ сводятся к различного рода занятиям физическими упражнениями. Опытный зритель понимает, что в каратэ кроме физического развития, присутствует еще и моральное развитие, философия Востока со своими традициями и воспитанием. Тренер же знает, что гармоничное спортивное воспитание подразумевает в себе все виды подготовки: техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), психологическую, моральную и теоретическую.


   

 Психологическая подготовка и воспитание моральных качеств во многом определяют успехи в спорте, учебе, работе и в социальных отношениях. Психологическая подготовка охватывает огромное число секторов подготовки спортсмена, начиная с тренировки и заканчивая всей повседневной жизнью. Сегодня я предлагаю коснуться темы психологической подготовки на соревнованиях, рассмотреть различные модели-мотиваторы на соревнованиях.

 Из собственного опыта выступления на соревнованиях с 1998 по 2016 годы (18 лет), я выделил 4 условные модели поведения на соревнованиях. Назову их: «злость», «медаль», «страх» и «удовольствие».


   

 «Злость» – условная модель поведения на соревнованиях, при которой спортсмен готов «рвать и метать». Все негативные мысли и проявления (злоба, агрессия и т.д.) создают такие мощные очаги возбуждения в коре головного мозга, которые входят в противоречие с установившимися в ЦНС, дискоординируют и искажают их. Это неизбежно ведет к серьезным нарушениям в технике движений, в проявлении силы, быстроты и выносливости. Часто спортсмен находится в таком состоянии еще задолго до соревнований, что имеет накопительный эффект. Весь тренировочный процесс, выполненный до соревнований, не реализуется, поскольку все силы и установки спортсмена уходят «в гудок».

 «Медаль» – условная модель, при которой спортсмен заранее настроен на конкретную медаль или место на соревнованиях. Нельзя ставить раньше времени перед собой сверхзадачи («только 1 место меня устроит», «мне хотя бы бронзовую медальку»), это превращает попытки достижения спортивного результата в сверхнапряжение и нервную заторможенность. А это мешает формированию умения владеть собой. Такой спортсмен будет психологически и физически скован в момент выступления, что не позволит ему раскрыть в себе все свои умения и навыки.

 «Страх» – условная модель, при которой спортсмен чего-либо боится или опасается. Боится противника, быть побежденным, побитым, боится не оправдать ожиданий родителей, тренера и т.д. «Страх» – особо интересная модель, поскольку может влиять на спортсмена как отрицательно, так и положительно. С одной стороны страх перед противником, как негативная эмоция, влечет в себе все те же отрицательные воздействия, что и модель поведения «злость». Однако в отличии от «злости», «страх» подключает инстинкт самосохранения, который очень сильный и иногда позволяет получить ошеломительный эффект и результат. Страх перед недовольством или разочарованием родителей, а также передающееся эмоциональное напряжение родителей, часто сковывает спортсмена, не позволяя выступить на должном уровне. Все меняется, как только родители по какой-либо причине отсутствуют на соревнованиях, тогда спортсмен проявляет себя в полном объеме.

 «Удовольствие» – условная модель, при которой спортсмен выступает на соревнованиях, ради соревнований, ради удовольствия проведения самих поединков, неважно выиграл он их или проиграл, модель при которой соревнование рассматривается как «игра». Такая модель наиболее гармонично расскрывает потенциал спортсмена, позволяет ему психологически расслабиться, проявить свою спортивную подготовленность.


   

 В своей практике выступлений на различных соревнованиях, иногда того не осознавая, я использовал все 4 модели поведения. Наиболее удачные мои выступления были связаны с моделями «страх» и «удовольствие». Использование остальных моделей привело к провалу на соревнованиях, сильному эмоциональному напряжению до и после соревнований. Самой интересной и актуальной моделью считаю модель «удовольствие», что стараюсь донести до своих учеников.


   

Мне интересно узнать Ваше мнение об этом, прошу высказываться.

 

Пресс-служба  KARATE FULL CONTACT

Alexander Grafchikov